О создании новых стандартов организации на топливо дизельное

Принимая во внимание, что требования регламента в морально устаревшем ГОСТ 305, действующем около 30 лет, учесть не представляется возможным, ОАО "ВНИИ НП" разработало стандарт организации (СТО) на топливо дизельное для сельскохозяйственной и внедорожной техники (табл. 13). СТО не распространяется на продукцию военного назначения.

В СТО введены требования по содержанию серы: 0,05%,0,1% и 0,2%.

Для оценки низкотемпературных свойств оставлен показатель "температура помутнения", который определяет температуру применения дизельных топлив, не содержащих депрессорных присадок.

Установлены требования поэтому показателю для арктического дизельного топлива: не выше 45°С.

Показатель "температура застывания" исключен, как не характеризующий условия эксплуатации техники.

Исключен показатель "содержание фактических смол", не прошедший метрологическую аттестацию и не имеющий аналогов за рубежом. Кроме того, этот показатель для дизельных топлив не имеет физического смысла, так как определяет не фактические смолы, а количество не испарившегося остатка при 225°С, в то время как температура конца кипения дизельного топлива равна 360°С.

В СТО не включен показатель "коэффициент фильтруемости", поскольку с 1990 г. бумажная промышленность не вырабатывает бумагу БФДТ требуемого качества.

По сравнению с ГОСТ 305 стандарт организации предусматривает современные методы испытаний EN, ASTM или ГОСТ Р, разработанные на основе аутентичного перевода. Ряд показателей, по которым качество топлива стабильно, переведен в разряд периодически определяемых (1 раз в месяц).

Как отмечалось выше, в стандартах дизельного топлива с содержанием серы 0,5% уже не существует, но вырабатывается его около 5 млн. т., поэтому маркировать его следует как печное бытовое или судовое маловязкое топливо. Но, по существу, оно востребовано как на международном, так и на российском рынке.

Специалистами ОАО "ВНИИ НП" разработан СТО на топливо моторное, поставляемое на экспорт или по условиям договоров и контрактов. В моторном топливе не нормируется цетановое число, цвет, содержание фактических смол, коэффициент фильтруемости и температура застывания.

Сегодня любая фирма или предприятие имеет право разрабатывать свои стандарты организации, не согласовывая их с потребителями. Практика показывает, что в лучшем случае - это документ, переписанный с всероссийских ТУ или ГОСТов, но чаще всего такие стандарты делают для отступления по ряду показателей качества.

Один из последних документов – СТО ТНК-ВР, в котором установлена температура вспышки 40°С вместо 55°С, заметно облегчен фракционный состав по наличию легких фракций (до 180°С перегоняется 22% вместо не более 10%). Топливо реализуется как  Евро, однако приходится сообщать потребителям,что использовать это топливо в иномарках нельзя.

Текст перепечатан из  Научно технического журнала "МИР НЕФТЕПРОДУКТОВ". Автор - Т.Н. МИТУСОВА, др техн. наук (ОАО "ВНИИ НП").