Отчет об испытаниях присадки Keroflux 3501

В научно-исследовательской лаборатории BASF, г. Москва были проведены испытания по выбору оптимальной дозировки депрессорно-диспергирующей присадки Keroflux 3501 для получения дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными свойствами в соответствии с требованиями для сорта F (EN 590) и седиментационной устойчивости дизельного топлива при холодном хранении с присадкой.

Таблица 1. Низкотемпературные свойства базового топлива.

ТопливоTпом, °CПТФ, °C
Базовое топливо-6-7

Примечание:

Тпом - температура помутнения 

ПТФ - предельная температура фильтруемости

Результаты испытаний присадки Керофлюкс 3501

Измерения предельной температуры фильтруемости базового дизельного топлива в присутствии депрессорно-диспергирующей присадки Keroflux 3501 проводились на автоматическом приборе по определению ПТФ марки HCP 842 фирмы Herzog.

Таблица 2. Результаты испытаний по определению ПТФ

Номер эксперимента Присадка Дозировка, ppm ПТФ, °C
1 Keroflux 3501 150 -18
2 300 -25
3 450 -26
4 600 -27
5 750 -27

Рис. 1. Зависимость предельной температуры фильтруемости от дозировки Kerofux 3501.

В ходе испытаний было показано, что исследуемое топливо обладает высокой приемистостью к действию присадки.

Предельная температура фильтруемости базового топлива снижается на 18–20 °C в сравнении с исходными значениями при дозировках депрессорно-диспергирующей присадки 300–600 ppm, что позволяет с запасом удовлетворить требованиям для сорта F (EN 590).

Оценка седиментационной устойчивости

Образцы дизельного топлива № 3 и 4 (см. табл. 2) были протестированы на седиментационную устойчивость топлива при длительном холодном хранении.

Перед испытаниями для каждого из исходных образцов с присадками были определены температура помутнения и предельная температура фильтруемости.

Тест на седиментацию проводился в соответствии с методикой фирмы ARAL с поправками ВНИИ НП:

  • приготовление образцов топлива с присадкой;
  • охлаждение образцов с Т = 25 °C до температуры на 6–8 °C градусов ниже температуры помутнения со скоростью 14 °C в час;
  • хранение образцов в течение 16 часов при Т = –13 °C.

Далее при помощи оборудования для всасывания, при температуре испытания, осторожно отбирается верхний 80% слой топлива, нижний 20% слой остается в испытательном сосуде. 

  • отбор слоев выполняется таким образом, чтобы не допустить перемешивания;
  • трубка для всасывания остается погруженной в топливо на глубину не менее 3 мм от поверхности;
  • нагрев оставшихся 20%-ого нижнего слоя топлива до 50ºС;
  • измерение его температуры помутнения и предельной температуры фильтруемости.

Примечание: топливо оказывается стабильным к расслоению при холодном хранении, в случае если значении ПТФ и температуры помутнения нижнего 20% слоя отличаются от исходных значений до хранения не более чем ±2°С. 

Табл. 3 Результаты испытаний на седиментационную устойчивость

Присадка Дозировка, ppm До отстоя Нижний 20% слой после отстоя
Тпом,°С ПТФ,°С Тпом,°С ПТФ,°С
1 Keroflux 3501 450 -6 -26 -3 -21
2 600 -6 -27 -4 -25

Результаты исследования показывают, что исследуемое базовое топливо с присадкой Keroflux 3501 в дозировке 600 ppm обладает высокой стабильностью к расслоению при холодном хранении. 

Значения предельной температуры фильтруемости и температуры помутнения нижнего 20% слоя после холодного хранения соответствовали указанным параметрам для исходного образца в пределах допустимых отклонений.

Выводы и рекомендации

  • Проведеные исследования показали, что оптимальная дозировка депрессорно-диспергирующей присадки BASF Keroflux 3501 для получения дизельного топлива, удовлетворяющего низкотемпературным требованиям для сорта F по EN 590 составляет 300–600 ppm.
  • Результаты испытаний показывают высокую приемистость исследуемого дизельного топлива к присадке Keroflux 3501.
  • Производство дизельного топлива EN 590 сорта F (ПТФ<-20 0С) обеспечивается введением комбинированной депрессорно-диспергирующей присадки Keroflux 3501 в количестве 600 ppm. При этой дозировке обеспечивается необходимая стабильность дизельного топлива к расслоению при холодном хранении.

Научно-исследовательская лаборатория BASF, г. Москва. 2010 год.