Дата введения 2015-01-01
Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»), Техническим комитетом по стандартизации ТК31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы»
ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 44-2013 от 14 ноября 2013 г.)
Краткое наименование страны по МК (ИС0 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
---|---|---|
Армения | AM | Минэкономики Республики |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. № 1871-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 305-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
ВЗАМЕН ГОСТ 305-82
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случав пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на дизельное топливо (далее - топливо) для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов, а также для экспорта.
Топливо с содержанием серы 2000 мг/кг поставляют по государственному оборонному заказу и на экспорт.
Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.
Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП), предназначенная для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции, приведена в приложении А.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В зависимости от условий применения топливо подразделяют на марки:
4.1 В условном обозначении топлива указывают:
Пример условного обозначения дизельного топлива марки Л, с температурой вспышки 40°С, экологического класса К2, по ГОСТ 305:
ДТ-Л-40-К2 по ГОСТ 305-2013;
Пример условного обозначения дизельного топлива марки Е, с температурой фильтруемости минус 15, экологического класса К2, по ГОСТ 305:
ДТ-Е- минус 15-К2 по ГОСТ 305-2013;
Пример условного обозначения дизельного топлива марки 3, с температурой фильтруемости минус 25, экологического класса К2, по ГОСТ 305:
ДТ-З-минус 25-К2 по ГОСТ 305-2013;
Пример условного обозначения дизельного топлива марки А, экологического класса К2, по ГОСТ 305:
ДТ-А-К2 по ГОСТ 305-2013;
5.1 Топливо должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по утвержденной технологии. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытно-промышленных образцов и прошли испытания с положительными результатами.
5.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям топливо должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Наименование показателя | Значение для марки | Метод испытания | |||
---|---|---|---|---|---|
Л | Е | 3 | А | ||
Цетановое число, не менее | 45 | По ГОСТ 32508 (на установке типа CFR), ГОСТ 3122, стандартам [1]-[4] | |||
2 Фракционный состав: | По ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177 (метод А) | ||||
50% перегоняется при температуре, °C, не выше | 280 | 280 | 280 | 255 | |
95% (по объему) перегоняется при температуре °С, не выше | 360 | 360 | 360 | 360 | |
3 Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт) | 3,0-6,0 | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,5-4,0 | По ГОСТ 33, стандартам [5], [6] |
4 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С не ниже: | По ГОСТ ISO 2719, ГОСТ 6356 | ||||
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин | 62 | 62 | 40 | 35 | |
для дизелей общего назначения | 40 | 40 | 30 | 30 | |
5 Массовая доля серы, мг/кг, не более | 2000 | По стандарту [7], ГОСТ 32139, по стандарту [8], ГОСТ 19121, стандартам [9]-[13] | |||
500 | По ГОСТ ISO 20846, стандартам [8]-[13] | ||||
6 Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01 | По ГОСТ 17323 | |||
7 Массовая доля сероводорода | Отсутствие | По ГОСТ 17323 | |||
8 Испытание на медной пластинке | Выдерживает. Класс 1 | По ГОСТ 6321, ГОСТ ISO 2160, ГОСТ 32329 | |||
9 Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | По ГОСТ 6307 | |||
10 Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более | 5 | По ГОСТ 5985 | |||
11 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более | 6 | По ГОСТ 2070 | |||
12 Зольность, %, не более | 0,01 | По ГОСТ 1461, стандартам [14], [15] | |||
13 Коксуемость, 10%-ного остатка, не более | 0,20 | По ГОСТ 32392, ГОСТ 19932 | |||
14 Общее загрязнение, мг/кг, не более | 24 | По стандарту [16] | |||
15 Содержание воды, мг/кг, не белее | 200 | По стандарту [17] | |||
16 Плотность при 15 °С, кг/м3, не более | 863,4 | 863,4 | 843,4 | 833,5 | По стандартам [18]-[22] |
17 Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | Минус 5 | Минус 15 | Минус 25 | - | По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116 |
- | - | Минус 35 | Минус 45 |
5.3 Топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки.
5.4 Топливо может содержать присадки, не причиняющие вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.
Топливо не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.
6.1 Прецизионность установлена в стандартах на методы испытаний, на которые даны ссылки в настоящем стандарте. При разногласиях в оценке результатов испытаний следует использовать стандарты [23] и [24].
7.1 Топливо является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
7.2 Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний. Постоянный контакт с топливом может вызвать острые воспаления и хронические экземы.
7.3 Предельно допустимая концентрация паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны - 300 мг/м3 в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005.
Требования к предельно допустимым концентрациям (ПДК) топлива в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов хозяйственно питьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.
7.4 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 топливо представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость.
Взрывоопасная концентрация паров топлива в смеси с воздухом 2% об. -3% об.
Температура самовоспламенения топлива марок Л, Е - 300 °С, марки 3 -310 °С, марки А-330 °С; температурные пределы воспламенения:
7.5 При возгорании топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ и «3,5», перегретый пар.
7.6 В помещениях для хранения и использования топлива запрещается использовать открытый огонь; электрические сети и искусственное освещение должны быть взрывозащищенного исполнения.
При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
7.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования топлива, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.
7.8 При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, а место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива необходимо засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с санитарными нормами, утвержденными в установленном порядке.
7.9 Помещения для работ с топливом должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021. Места интенсивного выделения паров топлива должны быть оборудованы местными отсосами.
В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.
7.10 При работе с топливом применяют индивидуальные средства защиты по ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
В местах с концентрацией паров топлива, превышающей ПДК, необходимо применять фильтрующие противогазы марки ПФМГ с коробкой БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные, указанные в ГОСТ 12.4.034.
7.11 При работе с топливом необходимо соблюдать правила личной гигиены.
7.12 При попадании топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз необходимо обильно промыть глаза теплой водой.
Для защиты кожи рук применяют специальные защитные рукавицы по ГОСТ 12.4.010, мази и пасты по ГОСТ 12.4.068, а также средства индивидуальной защиты рук по ГОСТ 12.4.020.
7.13 Все работающие с топливом должны в установленном порядке проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с установленными требованиями.
8.1 С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.
8.2 Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий топлива является использование герметичного оборудования в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием, применением и хранением топлива, а также строгое соблюдение технологического режима.
8.3 При производстве, хранении и применении топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие его попадание в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву.
9.1 Топливо принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, по одной и той же технологии по четкой документации, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве (паспортом продукции), выданным при приемке на основании испытания объединённой пробы. Масса объединённой пробы - 2 дм3 топлива.
9.2 Паспорт продукции, выдаваемый изготовителем, должен содержать:
9.3 Сопроводительную документацию на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняют на русском языке и на государственном языке государства члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.
9.4 При реализации топлива продавец обязан предоставить информацию о наименовании и марке топлива, его соответствии требованиям технического регламента [25].
При розничной реализации топлива необходимо предоставить информацию о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, которая должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливораздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках.
По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт продукции) на топливо.
9.5 При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей, приведенных в таблице 1, проводят повторные испытания на пробе, вновь отобранной от той же партии. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.
9.6 Показатели 9-13 таблицы 1 гарантируются технологией производства и определяются 1 раз в квартал.
При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из указанных показателей испытания переводят в категорию приемо-сдаточных и проводят испытания по данному показателю до получения положительных результатов не менее чем на двух партиях подряд.
10.1 Отбор проб - по ГОСТ 2517 или по стандартам [26], [27].
10.2 При разногласиях в оценке качества топлива, следует использовать метод испытания, приведенный в таблице 1 первым.
11.1 Маркировка, транспортирование и хранение топлива - по ГОСТ 1510.
11.2 Грузоотправитель наносит маркировку, характеризующую транспортную опасность топлив, по правилам [28] - [30] и ГОСТ 19433: класс - 3, подкласс -3,3; знак опасности - 3; классификационный шифр - 3313; номер ООН - 1202, аварийная карточка - 315.
11.3 Транспортирование осуществляют железнодорожными и автомобильными цистернами или авто топливозаправщиками.
11.4 Хранение топлива - по ГОСТ 1510.
12.1 Изготовитель гарантирует соответствие топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
12.2 Гарантийный срок хранения дизельного топлива - 5 лет со дня изготовления.
Марка топлива | ОКП для топлива с содержанием серы не более | |
---|---|---|
Л (летнее) | 02 5131 | 02 5153 |
Е (межсезонное) | 02 5131 | 02 5153 |
З (зимнее) | 02 5132 | 02 5152 |
А (арктическое) | 02 3133 | 02 5151 |
УДК 665.753.4:006.354 МКС 75.160.20
Ключевые слова: дизельное топливо, технические условия