9 сентября состоялась Третья международная конференция «Топливные присадки 2014», организованная компанией «CREON Energy». Мероприятие прошло при поддержке «ВНИИ НП».
Технический регламент Таможенного союза с 2016 г. вносит изменения в список разрешенных к применению компонентов топливных присадок. Ведущие игроки российского рынка и научные институты неоднозначно относятся к подобным радикальным мерам. По их мнению, выбор состава присадок – вопрос чисто экономический и должен решаться на усмотрение каждого конкретного производителя!
Конференция на эту тему уже стала традиционной, зарекомендовав себя ведущей дискуссионной площадкой для решения проблем отрасли. Как отметил в приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов, вопрос использования топливных присадок сегодня стоит достаточно остро. Они однозначно нужны потребителям, но вот какие и в каком количестве – это предмет для обсуждения.
В настоящее время присадки являются необходимым элементом при производстве и применении топлив. Всего насчитывается около 50 типов присадок. Часть из них используется на НПЗ при выработке топлив стандартного качества, другие вводятся в топлива на местах их применения, третьи применяются при производстве брендовых топлив. До начала 90-х гг. наша страна полностью обеспечивала себя присадками собственного производства. С распадом СССР в России появилась импортная техника, требовавшая новых присадок, которые наша промышленность выпускать не могла. Как следствие, рынок прочно заняли зарубежные продукты. Однако в текущей геополитической ситуации разработка полного отечественного ассортимента присадок является стратегической задачей для России, заявил заместитель генерального директора «ВНИИ НП» Александр Данилов. Например, потребность в противоизносных присадках к дизельным топливам в ближайшей перспективе - до 15 тыс. т/год. При этом собственные технические решения уже имеются, производство организовано. Отметим, что одной из отечественных компаний, производящих противоизносные присадки, является ООО «Русская инженернохимическая компания».
По итогам 2013 г. выработано около 2 тыс. т, что составляет примерно 25% от существующих потребностей. Основная проблема заключается в сырье. Однако уже найдены альтернативные источники, не сводящиеся к талловым маслам. Что касается противоизносных присадок к реактивным топливам, то в этом случае продукты на основе кислот талловых масел непригодны. Поэтому рассматриваются два варианта: восстановление производства ДНК либо присадки на альтернативных сырьевых источниках.
Антистатические и практически все депрессорные присадки в настоящее время импортируются. Производства диспергаторов парафинов в России также нет, отметил г-н Данилов. Однако имеются два образца («Квалитет» и «ВНИИ НП»), успешно прошедшие предварительные испытания, сейчас изучаются их практические возможности.
Намного лучше обстоит ситуация с промоторами воспламенения. В России они вырабатываются на двух предприятиях, которые в принципе могут удовлетворить существующую и перспективную потребность (а она составит 15 и более тыс. т/год).
В современном мире топливные присадки настолько важны, что подчас компании-поставщики идут на все, чтобы получить положительные оценки своей продукции. Тамара Митусова, заведующая отделом «Разработки, исследования и испытания дизельных, печных, газотрубных и котельных топлив» «ВНИИ НП», рассказала о случаях фальсификации результатов испытаний присадок. Растущая потребность в этой продукции приводит к тому, что на рынок выходит множество компаний – от крупных до небольших, которые закупают импортные присадки, добавляют туда растворители и предлагают на рынке как собственные продукты. На эти продукты разрабатываются ТУ, однако в них нет ни одного показателя, который гарантировал бы стабильность качества присадки.
«ВНИИ НП» проводит тестирование всех предлагаемых присадок, результаты исследований высоко ценятся участниками рынка. Однако появились случаи, когда производители сознательно улучшают полученное от «ВНИИ НП» заключение, по сути, фальсифицируя его. Так, в 2013 г. «Компания Топливный регион» передала во «ВНИИ НП» для испытаний несколько присадок Difron. А в 2014 г. скорректированные результаты испытаний были направлены фирмой на НПЗ на поддельном бланке «ВНИИ НП». Последний, в свою очередь, разместил на сайте информацию о фальсификации результатов. За этим последовало следующее заявление «Компании топливный регион»: «…заключения, размещенные на сайте компании и рассылаемые нашим клиентам, были ошибочно модифицированы в рекламных целях без согласования с отделом технологий и руководством компании».
Другой случай искажения результатов исследований «ВНИИ НП» допустила компания «Прогрессивные решения». В частности, она позиционирует свой продукт «Pro-цетан плюс 51» как аналог импортных присадок, однако содержание растворителя составляет 35%, а активного вещества 65%, что позволило компании существенно снизить цену на присадку и обойти конкурентов. На сайте компании приведены недостоверные (ложные) сведения о том, где допущены их присадки. Вопреки заявлениям «Прогрессивных решений» о том, что их цетаноповышающая присадка допущена практически на всех НПЗ, фактически она используется только на четырех НПЗ «Роснефть». Противоизносные и депрессорно-диспергирующие присадки к промышленному применению не допускались ни на одном из заводов. Испытывались лишь лабораторные образцы присадок. При этом из серии депрессорно-диспергирующих присадок Proflow испытания прошел только один образец.
А поскольку в зале присутствовали представители обеих упомянутых компаний, тема получила немедленное развитие. Представитель «Компании топливный регион» Роман Швыков рассказал, что соответствующую информацию на сайте без согласования с руководством разместил отдел маркетинга. После обращения со стороны представителей НПЗ и «ВНИИ НП» на сайте компании появилось пояснение по упомянутому заявлению об искажении информации.
Прокомментировал ситуацию и генеральный директор компании «Прогрессивные решения» Арчил Джалиашвили. По его словам, фирмой составлено и передано в Арбитражный суд и правоохранительные органы заявление на сотрудника «ВНИИ НП» Митусову Т.Н. по статье «Мошенничество в крупном и особо крупном размере». Подробности г-н Джалиашвили не сообщил, но предложил всем желающим ознакомиться с поданным заявлением. Также он предложил «ВНИИ НП» разработать и внедрить открытый реестр аккредитованных поставщиков топливных присадок. Это даст возможность получать актуальную информацию о действующих игроках рынка.
Эксперт дирекции пластиков и органического синтеза компании «Сибур» Анна Рыжикова поддержала позицию «ВНИИ НП». По ее словам, еще в апреле 2014 г. она выразила желание посетить производственную площадку «Прогрессивных решений», однако получила отказ. Г-жа Рыжикова выразила недоумение, почему же компания, позиционируя себя как добросовестный производитель, не допускает коллег на свое предприятие.
Теме топливных присадок для дизельного топлива был посвящен доклад Саймона Малквина, технического директора региона EMEA Innospec Limited. Присадки для контроля отложений добавляются в дизельное топливо на протяжении последних 30 лет. В последнее время сложность современных дизельных топливных систем впрыска увеличилась, их устойчивость к образованиям отложений понизилась. Поэтому появилась необходимость в высококачественных присадках для контроля над образованием отложений. Компания Innospec разработала новое поколение присадок, которые предотвращают образование отложений не только органической и неорганической природы, но и слоистых.