На Астраханском газоперерабатывающем заводе Газпром добыча Астрахань с ноября 2015 г производятся малосернистые дизельные топлива соответствуют стандарту ЕВРО-5.
Для повышения качества и доведения отдельных характеристик дизельного топлива Астраханского ГПЗ до требований нормативных документов ТР ТС 013/2011 и ГОСТ Р 52368-2005 (EН 590:2009) является применение противоизносных присадок улучшающих смазывающую способность топлива.
Первоначально при производстве дизельного топлива классов ЕВРО-3 и ЕВРО-4 использовалась противоизносная присадка иностранного производителя, но с появлением на рынке присадок отечественных производителей и в целях реализации программы при производстве дизельного топлива экологического класса К5 стал подбор наиболее эффективных отечественных присадок с учетом специфики имеющегося углеводородного состава дизельной фракции.
№ п/п | Наименование показателя и единица измерения | Значение |
1 | Плотность при 20 °С, кг/м3 | 824 |
2 | Плотность при 15 °С, кг/м3 | 828 |
3 | Вязкость кинематическая при 40 °С, мм2/с | 2,04 |
4 | Температура вспышки, °С | 76 |
5 | Содержание серы, % масс | 0,0008 |
6 | Фракционный состав, °С: начало кипения 50 % об. выкипает при температуре 90 % об. выкипает при температуре конец кипения |
196 245 306 343 |
7 | Цетановое число | 46,9 |
8 | Смазывающая способность (диаметр пятна износа), мкм | 677 |
9 | Предельная температура фильтруемости, °С | -17 |
Исследования дизельного топлива проводились с введением в него присадок российских производителей: НТЦ Салаватнефте-оргсинтез» (г. Салават), Химсорбент (г Дзержинск), Русская инженерно-химическая компания» (ГК "Миксент" г. Москва), Завод им. Я.М. Свердлова (г Дзержинск).
Противоизносные присадки представляли собой смеси карбоновых кислот и их производных в углеводородном растворителе, либо смеси модифицированных жирных кислот (Микеснт2030), либо смеси продуктов лесохимического производства и специальных добавок. Минимальное значение кислотного числа этих присадок варьировалось в пределах от 120 до 200 мг КОН/г.
Эффективность действия присадок проводили по стандартным методикам проведения испытаний дизельного топлива (ГОСТ Р ИСО 12156-1, ГОСТ 22254 и ГОСТ Р 52709).
Первые испытания делались согласно рекомендациям производителей по начальным дозировкам присадок в количестве 0,005% масс, что не позволило существенно уменьшить диаметр пятна износа до требуемого уровня не более 460 мкм, поэтому для достижения нужного результата необходимое количество противоизносной присадки было увеличено и подбиралось опытным путем.
Так было установлено, что для достижения заданного уровня значение показателя скорректированного диаметра пятна износа дизельного топлива Астраханского ГПЗ необходимо уменьшить на 220 - 240 мкм, что в зависимости от исходной смазывающей способности дизельного топлива и состава применяемых присадок было обеспечено вовлечением 0,010 - 0,019 % масс противоизносных присадок, а для дизельного топлива, содержащего цетаноповышающие и депрессорно-диспергирующие присадки до 0,025 - 0,037% противоизносных присадок.
Добавление противоизносных присадок улучшает смазывающую способность топлива, оцениваемую по изменению скорректированного диаметра пятна износа (табл. 4).
Присадки | Содержание (% масс) противоизносной присадки в топливе, содержащем 0,07% масс промотора воспламенения | Содержание (% масс) противоизносной присадки в топливе, содержащем 0,070% масс промотора воспламенения и 0,035% масс депрессорно-диспергирующей присадки | ||||
0 | 0,015 | 0,035 | 0 | 0,005 | 0,015 | |
Образец 1 | 677 | - | 331 | 677 | 531 | 432 |
Образец 2 | 677 | - | - | 677 | 588 | 414 |
Образец 3 | 677 | 492 | 337 | 677 | 514 | 304 |
Образец 4 | 884 | 525 | - | 585 | - | 381 |
Присадки | Содержание цетаноповышающей присадки в топливе, % масс | ||
0 | 0,07 | 0,12 | |
Образец 1 | 677 | 432 | 464 |
Образец 2 | 677 | 414 | 492 |
Образец 3 | 677 | 304 | 480 |
Образец 4 | 585 | 381 | 408 |
Полученные результаты хорошо согласуются с известными сведениями о механизме взаимодействия присадок в топливах.
То есть наличие цетаноповышающих и депрессорно-диспергирующих присадок в дизельном топливе влияют на смазывающую способность топлива с противоизносной присадкой, а именно:
Установлено, что в исследованном диапазоне концентраций присадок при увеличении содержания промотора воспламенения ухудшение смазывающей способности топлива доминировало над влиянием количества депрессорно-диспергирующей присадки.
Антагонизм при одновременном действии цетаноповышающей присадки 2-этилгексилнитрата и противоизносной присадки на основе высших жирных кислот можно объяснить их конкурентным взаимодействием с поверхностью металла, при котором молекулы 2-этилгексилнитрата образуют более прочные соединения с металлической поверхностью по сравнению с высшими жирными кислотами.
Выводы по взаимодействию дизельного топлива Астраханского ГП с противоизносной присадкой:
!--noindex-->Источник Neftegaz.RU Результаты испытаний присадок на астраханском ГПЗ