Результаты испытаний цетаноповышающих присадок

На Астраханском газоперерабатывающем заводе Газпром добыча Астрахань с ноября 2015 г производится малосернистые дизельные топлива соответствуют стандарту ЕВРО-5 с вовлечением функциональных присадок, в том числе промотора воспламенения (цетаноповышающих присадок).

С появлением на рынке достаточного ассортимента присадок отечественных производителей и в целях реализации программы импортозамещения важной задачей для Газпром добыча Астрахань при производстве дизельного топлива экологического класса К5 стал подбор наиболее эффективных отечественных присадок с учетом специфики имеющегося углеводородного состава дизельной фракции.

Из анализа источников научно-технической информации по рассматриваемой тематике было известно, что присадки различного функционального назначения взаимно влияют при их совместном присутствии на характеристики дизельного топлива, причем достоверно оценить степень их влияния на качественные характеристики топлива возможно только опытным путем.

В 2015-2016 гг на базе ЦЗЛ-ОТК Астраханского ГПЗ проведены исследования образцов дизельного топлива с добавлением в него присадок российских производителей: Русская инженерно-химическая компания» (ГК Миксент, г. Москва), НТЦ Салаватнефте¬оргсинтез» (г. Салават), Химсорбент (г Дзержинск), Завод им. Я.М. Свердлова (г Дзержинск).

Все использованные при проведении испытаний топлива цетаноповышающие присадки отечественных производителей получены на основе 2-этилгексилнитрата (2-ЭГН).

Оценку эффективности действия цетаноповышающих присадок осуществляли путем добавления определенного количества присадок в исходное дизельное топливо и сравнением их с топливом без присадок.

Концентрацию цетаноповышающих присадок в испытанных образцах топлива изменяли от 0,07 до 0,12 % масс.

Лабораторные испытания характеристик образцов топлива с присадками проводили по стандартным методикам проведения испытаний дизельного топлива (ГОСТ Р ИСО 12156-1, ГОСТ 22254 и ГОСТ Р 52709).

По результатам экспериментальных исследований было установлено, что все образцы цетаноповышающих присадок на основе 2-этилгексилнитрата (2-ЭГН) демонстрируют примерно одинаковую в пределах погрешности метода способность повышать цетановое число дизельной фракции Астраханского ГПЗ.

Минимальное количество присадки, требуемое для повышения цетанового числа топлива на 1 пункт, в опытах составило 150-175 г/т топлива. При добавлении во фракцию 0,07 % масс цетаноповышающей присадки цетановое число дизельной фракции увеличивается в среднем на 4,6 пункта, а при добавлении 0,012 % масс присадки цетановое число увеличивается на 6,4 пункта (рисунок 1).

РИС. 1. Влияние количества цетаноповышающей присадки (г/т топлива) на цетановое число дизельного топлива

При наличии цетаноповышающих присадок смазывающая способность топлива с противоизносной присадкой изменялась, а именно: диаметр пятна износа снижался (табл. 5), причём присадки разных производителей демонстрировали неравноценное изменение.

ТАБЛИЦА 5. Смазывающая способность (скорректированный диаметр пятна износа, мкм) для дизельного топлива при одинаковом вовлечении противоизносной присадки 0,015% масс и различном вовлечении цетаноповышающей присадки

Присадки Содержание цетаноповышающей присадки в топливе, % масс
0 0,07 0,12
Образец 1 677 432 464
Образец 2 677 414 492
Образец 3 677 304 480
Образец 4 585 381 408

Полученные результаты хорошо согласуются с известными сведениями о механизме взаимодействия присадок в топливах.

Антагонизм при одновременном действии цетаноповышающей присадки 2-этилгексилнитрата (Миксент 2000) и противоизносной присадки на основе высших жирных кислот (Миксент 2030) можно объяснить их конкурентным взаимодействием с поверхностью металла, при котором молекулы 2-этилгексилнитрата образуют более прочные соединения с металлической поверхностью по сравнению с высшими жирными кислотами. При этом толщина хемосорбционного слоя значительно ниже, чем в случае жирных кислот, что приводит к снижению смазывающих свойств дизельного топлива.

В заключение отметим, что успешная апробация полученных результатов исследования по изучению эффективности действия отечественных присадок для дизельного топлива класса ЕВРО -5 была осуществлена в условиях опытных пробегов на установках Астраханского ГПЗ в 2016 г. Проведенный комплекс исследований позволил Газпром добыча Астрахань начиная с 2016 г полностью перейти на использование отечественных присадок и решить задачу импортозамещения при производстве дизельных топлив в соответствии с требованиями государственных стандартов ТР ТС 013/2011, ГОСТ Р 52368-2005 (EН 590:2009).

Источник Neftegaz.RU Результаты испытаний присадок на астраханском ГПЗ