Дата введения 2015-01-01
Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения. обновления и отмены»
РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»)
ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 Г. N 44)
Краткое наименование страны по МК (ИС0 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
---|---|---|
Армения | AM | Минэкономики Республики |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому региональному стандарту EN 590:2009 + Ф1:2010 Automotive fuels — Diesel — Requirements and test methods (Автомобильные топлива. Дизель. Требования и методы испытаний) путем изменения отдельных разделов. фраз, приложений, которые выделены в тексте курсивом.
Настоящий стандарт разработан на основе ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия».
Перевод с английского языка (еn).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования европейского регионального стандарта в связи с особенностями построения межгосударственной системы стандартизации.
Сравнение структуры европейского регионального стандарта со структурой настоящего стандарта приведено в дополнительном приложении ДА.
Степень соответствия — модифицированная (MOD)
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. № 1870-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случав пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на дизельное топливо ЕВРО, предназначенное для дизельных двигателей (далее — топливо).
Допускается выпуск в оборот топлива экологических классов:
Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП). предназначенная для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции, приведена в приложении ДБ.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, а котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
* Не действует на территории Российской Федерации.
В соответствии с физико-химическими свойствами, эксплуатационными характеристиками и условиями применения топливо подразделяют на летнее (Л), межсезонное (Е). зимнее (3) и арктическое (А).
К летнему топливу относят топливо сортов A, B, C, D (см. таблицу 2).
К межсезонному топливу относят топливо сортов Е, F (см. таблицу 2).
К зимнему топливу относят топливо классов 0, 1, 2, 3 (ал. таблицу 3).
К арктическому топливу относят топливо класса 4 (см. таблицу 3).
В условном обозначении при заказе и в нормативных документах указывают марку дизельного топлива (включающую наименование, сорт/класс. экологический класс топлива). обозначение (указывают в скобках) и обозначение настоящего стандарта.
Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных через дефис:
Примеры условных обозначений:
Топливо дизельное ЕВРО, летнее, сорта А (В, С, D), экологического класса КЗ (К4, К5) по ГОСТ32511—2013:
ДТ-Л-КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013
Топливо дизельное ЕВРО, межсезонное, сорта А (В, С, D), экологического класса КЗ (К4, К5) по ГОСТ32511—2013:
ДТ-Е-КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013
Топливо дизельное ЕВРО, зимнее, класса 0 (1, 2, 3). экологического класса КЗ (К4, К5) по ГОСТ32511—2013:
ДТ-З-КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013
Топливо дизельное ЕВРО, арктическое, класса 4 экологического класса КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013:
ДТ-А-КЗ (К4, К5) по ГОСТ 32511-2013
4.1 Топливо должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по утвержденной технологии. Топливо должно изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытных промышленных образцов и образцов, прошедших испытания с положительными результатами.
4.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям топливо должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Наименование показателя | Значение | Метод испытания | ||
---|---|---|---|---|
1 Цетановое число, не менее | 51,0 | По ГОСТ 32508 {на установке CFR), ГОСТ 3122, стандартам [1]-[4] | ||
2 Цетановый индекс, не менее | 46,0 | По стандартам [5], [6] | ||
3 Плотность при 15 °С, кг/м3 | 820,0-845,0 | По стандартам [7], [8], [9]-[11], ГОСТ 31392 | ||
4 Массовая доля полициклических ароматических углеводородов1), %, не более | 8,0 | По ГОСТ EN 12916**, стандарту [12] | ||
5 Массовая доля серы, мг/кг, не более, для топлива: | ||||
К3 | 350,0 | По стандарту [13], ГОСТ 32139**, ГОСТ ISO 20846**, ГОСТ ISO 20884**, стандартам 14]-[17], [18]-[20] | ||
К4 | 50,0 | По ГОСТ ISO 20884**, ГОСТ ISO 20846**, стандартам [14], [15], [17], [18]-[20] | ||
К5 | 10,0 | По ГОСТ ISO 20884**, ГОСТ ISO 20846**, стандартам [17], [19], [20] | ||
6 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, выше | 55 | По ГОСТ ISO 2719**, ГОСТ 6356**, стандартам [21], [22] | ||
7 Коксуемость 10%-ного остатка разгонки2), % масс., не более | 0,3 | По стандарту [23], ГОСТ 32392**, стандарту [24], ГОСТ 19932 | ||
8 Зольность, % масс., не более | 0,01 | По ГОСТ 1461, стандартам [25], [26] | ||
9 Массовая доля воды, мг/кг, не более | 200 | По стандарту [27] | ||
10 Общее загрязнение, мг/кг, не более | 24 | По стандарту [28] | ||
11 Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С), единицы по шкале | Класс 1 | По ГОСТ ISO 2160**, ГОСТ 32329** | ||
12 Окислительная стабильность: общее количество осадка, | ||||
г/м3, не более | 25 | По стандартам [29], [30], [31] | ||
часов3), не менее | 20 | По стандарту [32] | ||
13 Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа (wsd 1,4) при 60 °С, мкм, не более | 460 | По ГОСТ ISO 12156-1**, стандарту [33] | ||
14 Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с | 2,000-4,500 | По ГОСТ 33, стандартам [34], [35], ГОСТ 31391 | ||
15 Фракционный состав: | По ГОСТ ISO 3405**, ГОСТ 2177 (метод А), стандарту [36] | |||
при температуре 250 °С перегоняется, % об., менее | 65 | |||
при температуре 350 °С перегоняется, % об., не менее | 85 | |||
95% об. перегоняется при температуре, °С, не выше | 360 | |||
16 Содержание метиловых эфиров жирных кислот4), % об., не более | 7,0 | По стандарту [37] |
1) Показатель 4 определяют по ГОСТ EN 12916**, как разность значений общего содержания ароматических углеводородов и моноароматических углеводородов.
2) Предельное значение для показателя 7 определяют до введения присадки, улучшающей воспламенение. Использование присадок не освобождает изготовителя от соблюдения требований к коксуемости 10%-ного остатка разгонки не более 0,30% масс. до введения присадок.
3) Данное требование распространяется на дизельное топливо, содержащее более 2% об. метиловых эфиров жирных кислот.
4) Показатель 16 определяют только при введении метиловых эфиров жирных кислот в топливо.
Качество метиловых эфиров жирных кислот должно соответствовать требованиям стандарта [38].
Идентификацию и разделение метиловых эфиров жирных кислот проводят по стандарту [39].
Рекомендуемая температура применения топлива соответствует предельной температуре фильтруемости.
Летнее и межсезонное топлива должны соответствовать требованиям, указанным в таблицах 1 и 2.
Наименование показателя | Значение показа теля для сорта | Метод испытания | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
А | В | С | О | Е | F | ||
1 Предельная температура фильтруемости*, °С, не выше | 5 | 0 | Минус 5 | Минус 10 | Минус 15 | Минус 20 | По ГОСТ 22254. ГОСТ EN 116 |
* На территории Республики Казахстан установлены значения для межсезонного топлива не выше минус 5 °С.
Зимнее и арктическое топлива должны соответствовать требованиям, указанным в таблицах 1 и 3.
Наименование показателя | Значение для класса | Метод испытания | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
0 | 1 | 2 | Э | 4 | ||
1 Предельная температура фильтруемости*, °С, не выше | Минус 20 | Минус 26 | Минус 32 | Минус 38 | Минус 44 | По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116** |
2 Температура помутнения, °С, не выше | Минус 10 | Минус 16 | Минус 22 | Минус 28 | Минус 34 | По стандарту [40] |
3 Плотность при 15 °С, кг/м3 | 800,0-845,0 | 800,0-845,0 | 800,0-840,0 | 800,0-840,0 | 800,0-840,0 | По стандартам [7]-[11], ГОСТ 31392 |
4 Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с | 1,500-4,000 | 1,500-4,000 | 1,500-4,000 | 1,400-4,000 | 1,200-4,000 | По стандартам [34], [35], ГОСТ 33 |
5 Цетановое число, не менее | 49,0 | 49,0 | 48,0 | 47,0 | 47,0 | По ГОСТ 3122, стандартам [1], [2], [3], [4] |
6 Цетановый индекс, не менее | 46,0 | 46,0 | 46,0 | 43,0 | 43,0 | По стандартам [5], [6] |
7 Фракционный состав: | ||||||
до 180 °С перегоняется, % об., не более | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
до 360 °С перегоняется, % об., не менее | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | |
8 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже | 55 | 55 | 40 | 30 | 30 | По стандарту [22], ГОСТ 6356 |
* На территории Республики Казахстан установлены значения для зимнего топлива не выше минус 15 °С при температуре воздуха на месте применения топлива минус 15 °С и выше.
5.1 Для улучшения эксплуатационных свойств топлив допускается использовать присадки, не причиняющие вред здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц. жизни и здоровью животных и растений.
Топливо не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.
6.1 Прецизионность установлена в стандартах на методы испытаний, на которые даны ссылки в настоящем стандарте. При разногласиях в оценке результатов испытаний следует использовать стандарты [41} и [42].
7.1 Топливо является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
7.2 Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний. Постоянный контакт с топливом может вызвать острые воспаления и хронические экземы.
7.3 Предельно допустимая концентрация (ПДК) паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны — 300 мг/м3 в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005.
Требования к предельно допустимым концентрациям топлива в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.
7.4 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 топливо представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость с температурой самовоспламенения 280 °С — 310 °С: температурные пределы распространения пламени: нижний — 62 °С. верхний — 119 °С. Взрывоопасная концентрация паров топлива в смеси с воздухом 2% об. — 3% об.
7.5 При возгорании топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, воздушно-механическую пену: при объемном тушении — углекислый газ. составы СЖБ и «3.5». перегретый пар.
7.6 В помещениях для хранения и использования топлива запрещается использовать открытый огонь: электрические сети и искусственное освещение должны быть взрывозащищенного исполнения.
При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
7.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования топлива, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.
7.8 При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, а место разлива протереть сухой тряпкой: при разливе на открытой площадке место разлива необходимо засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с утвержденными санитарными нормами.
7.9 Помещения для работ с топливом должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.021. Места интенсивного выделения паров топлива должны быть оборудованы местными отсосами.
В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.
7.10 При работе с топливом применяют средства индивидуальной защиты (СИЗ). Безопасность СИЗ, их защитные и эксплуатационные характеристики должны соответствовать установленным требованиям.
При работе с топливом применяют индивидуальные ГОСТ 12.4.011. ГОСТ 12.4.103. ГОСТ 12.4.111. ГОСТ 12.4.112 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
В местах с концентрацией паров топлива, превышающей ПДК. необходимо применять фильтрующие противогазы марки ПФМГ с коробкой БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные указанные в ГОСТ 12.4.034.
7.11 При работе с топливом необходимо соблюдать правила личной гигиены.
7.12 При попадании топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой: при попадании на слизистую оболочку глаз необходимо обильно промыть глаза теплой водой.
Для защиты кожи рук применяют защитные рукавицы по ГОСТ 12.4.010. мази и пасты по ГОСТ 12.4.068. а также средства индивидуальной защиты рук по ГОСТ 12.4.020.
7.13 Все работающие с топливом должны в установленном порядке проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с установленными требованиями.
8.1 С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.
8.2 Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий топлива является использование в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием. применением и хранением топлива, герметичного оборудования, а также строгое соблюдение технологического режима.
8.3 При производстве, хранении и применении топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие его попадание в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву.
9.1 Топливо принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, по одной и той же технологической документации. однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве (паспортом продукции), выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы.
9.2 Паспорт продукции, выдаваемый изготовителем или продавцом, должен содержать:
9.3 Сопроводительную документацию на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняют на русском языке и на государственном языке государства, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.
9.4 При реализации топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о наименовании и марке топлива, его соответствии требованиям технического регламента [43]*.
При розничной реализации топлива необходимо предоставить информацию о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, которая должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливораздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках.
По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) на топливо.
* Действует на территории стран — участников Таможенного союза.
9.5 При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей, приведенных в таблицах 1—3. проводят повторные испытания на пробе. вновь отобранной от той же партии. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.
9.6 Показатели 7. 8. 12 таблицы 1 гарантируются изготовителем и определяются периодически 1 раз в квартал.
При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из указанных показателей испытания переводят в категорию приемо-сдаточных и проводят испытания по данному показателю до получения положительных результатов не менее чем на двух партиях подряд.
10.1 Отбор проб — по ГОСТ 2517 или по стандартам [44], [45].
10.2 При разногласиях в оценке качества топлива следует использовать метод испытания, приведенный в таблицах 1—3 первым.
11.1 Маркировка, транспортирование и хранение топлива — по ГОСТ 1510.
11.2 Грузоотправитель наносит маркировку, характеризующую транспортную опасность топлив, в соответствии с (46] — [48] и ГОСТ 19433: класс — 3. подкласс — 3.3. знак опасности — 3. классификационный шифр — 3313. номер ООН — 1202. аварийная карточка — 315.
11.3 Транспортирование осуществляют железнодорожными и автомобильными цистернами или авто-топливозаправщиками.
12.1 Изготовитель гарантирует соответствие топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
12.2 Гарантийный срок хранения устанавливают в договорах на поставку топлива.
Наименование показателя | Метод испытания | Сходимость, г | Воспроизводимость, R |
---|---|---|---|
Температура вспышки в закрытом тигле, °С | По ГОСТ ISO 2719 | 2,0 | 3,5 |
Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с | По стандарту(34) | 0,11 % | 1,8 % |
Структура европейского регионального стандарта | Структура межгосударственного стандарта |
---|---|
1 Область применения | 1 Область применения |
2 Нормативные ссылки | 2 Нормативные ссылки |
— | 3 Условные обозначения |
4 Маркировка насоса | — |
5 Требования и методы испытания | 4 Технические требования |
5.2 | 5 Присадки |
5.6 Точность и разногласия | 6 Прецизионность методов испытаний |
— | 7 Требования безопасности |
— | 8 Требования охраны окружающей среды |
— | 9 Правила приемки |
5.4 Общепринятые требования и соответствующие методы испытаний | 10 Методы испытаний |
— | 11 Маркировка, транспортирование и хранение |
— | 12 Гарантии изготовителя |
— | Приложение А Прецизионность методов испытаний топлив, содержащих метиловые эфиры жирных кислот |
Приложение А Детали программы межлабораторных испытаний | — |
— | Приложение ДА Сравнение структуры европейского регионального стандарта со структурой межгосударственного стандарта |
— | Приложение ДБ Классификация групп продукции на территории Российской Федерации по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) |
2 Нормативные ссылки | Библиография |
Таблице ДБ.1
Код ОКП | Сорт, класс топлива |
---|---|
02 5160 | |
02 5161 | КЗ, класс 3, класс 4 |
02 5162 | КЗ, класс 0, класс 1, класс 2 |
02 5163 | КЗ, сорт А, сорт В, сорт С, сорт D, сорт Е, сорт F |
02 5170 | |
02 5171 | К4, класс 3, класс 4 |
02 5172 | К4, класс 0, класс 1, класс 2 |
02 5173 | К4, сорт А, сорт В, сорт С, сорт D, сорт Е, сорт F |
02 5180 | |
02 5181 | К5, класс 3, класс 4 |
02 5182 | К5, класс 0, класс 1, класс 2 |
02 5183 | К5, сорт А, сорт В, сорт С, сорт D, сорт Е, сорт F |